Вчера на канале Культура была очень интересная передача про С.М.Прокудина-Горского и его фотографии. Здесь на форуме было упоминание о нем и его работах лет 8 назад. Но меня настолько потрясли эти фотографии, что я решила выделить это в отдельную тему.
Химик, профессор, ученик Менделеева, автор, издатель книг по фотоискусству, С.М. Прокудин-Горский известен как пионер цветной фотографии в России. В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения учёного и изобретателя.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году в городе Муроме, Владимирской губернии. Учился в Технологическом институте в Петербурге, потом продолжил образование в Германии, где он и познакомился с работами немецкого химика А.Мите по цветовоспроизведению. С этого времени он увлекается фотографией и начинает исследования в новой области - цветной фотографии.
В 1902 году Прокудин-Горский сделал первое сообщение о способе получения цветных фотографий, а через год он опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».
С 1906 Прокудин-Горский издавал журнал "Фотограф-любитель" , совершил поездки по разным районам Российской Империи (Мариинская водная система, Верхняя Волга, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя Азия).
В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.
30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
В это время Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи[1], а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.
Пильщики на Свири. 1909г.
Пильщики на Вытегре. Онежское озеро. 1909 г.
Девушка с земляникой. Деревня Топорня. Вологодская губерния, 1909 г.
Крестьянские девушки. Деревня Топорня. Вологодская губерния, 1909 г.
Дети в Белозреске, Вологодская губерния, 1909 г.
Сигнальная мачта в деревне Бурково, Вологодская губерния, 1909 г.
Пожарная команда в Вытегре, берег Онежского озера, 1909 г.
Белгород. Вид с колокольни Троицкого собора мужского монастыря во время прославления св. Иоасафа Белгородского, 1911 г.
Наливная баржа бр. Нобель на реке Вытегре. 1909 г.
Город Александров, вид на Успенский женский монастырь. Владимирская губерния, 1911 г.
Подъемный мост на реке вытегре, 1911 г.
Крестьянка мнет лен, Пермская губерния.
Строительство плотины в Белоомуте, Московская губерния, 1912 г.
Суздаль, вид на реку Каменку. 1909
На жнитве. Вологодская губерния, 1909 г.
Монахи за посадкой картофеля. Тверская губерния. 1910 г.
Рыбацкие поселения на озере Селигер, Тверская губерния. 1910 г.
Монастырь Преподобного Нила Столбенского. Озеро Селигер. Тверская губерния, 1910 год.
Самарканд
Шашлычная. Самарканд.1911г
Доставка хлопка на завод (Мургабское имение)
Министр внутренних дел. Бухара
Таджик.1911г
[img]http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/63/86/63086390_p11_0002.jpg
Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощались.
В марте 1910 года состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910—1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин совершил большое путешествие по Уралу. В январе 1911 года он прочитал в Академии художеств в Петербурге лекцию «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году Прокудин-Горский дважды совершил фотоэкспедиции в Туркестан, снимал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.
В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.
В 1912 году Прокудин-Горский фотографировал Камско-Тобольский водный путь и Оку. В том же году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России. В последующие годы в Самарканде Прокудин-Горский испытал изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.
Последней крупной работой Прокудина-Горского были фотографии, сделанные по государственному заказу в 1916 году в поездке по строящейся Мурманской железной дороге (по ее южному участку - от Званки до Кеми).
В 1918 году Прокудин-Горский эмигрировал в Англию, где он занимался экспериментами по созданию цветной кинопленки. С 1922 года он живет во Франции, где он организовал фотоателье. В Париже он и умер – в 1944 году.
В 1948 году наследники Прокудина-Горского продали коллекцию негативов цветных фотографий библиотеке Конгресса США ( всего за 3.5 тыс $
). Эта коллекция долго лежала "мертвым грузом", так как не сохранились технические средства, которые фотограф применял для фотографирования и просмотра (и не осталось их чертежей или описаний).
И только на рубеже XXI века она, наконец, оказалась востребована благодаря появлению новых компьютерных технологий обработки изображений. Теперь, наконец-то, после долгих лет забвения, мы можем оценить значение деятельности С.М. Прокудина-Горского, благодаря которому мы можем увидеть Россию - ту, какой она была до постигших ее бедствий.
И увидеть ее в цвете, хотя то время до сих пор считалось эпохой черно-белой фотографии.
Вот полная база данных сохранившихся цветных фотографий Прокудина-Горского
http://www.prokudin-gorsky.ru/database.php3?first=0