Taha писал(а):
Авка твоя это
B?che de No?l, традиционное во Франции рождественское полено, обычно это бисквитный рулет начиненный шоколадным кремом и украшенный как полено. (Помню, у нас был торт Сказка, очень мне напоминает...)
вот в вике есть немножко (к сожалению русского нет)
http://de.wikipedia.org/wiki/B%C3%BBche_de_No%C3%ABl Вот моё полено оно из берёзы,хотя традиционно должен быть ясень или дуб.

Цитата:
Йольский непременный атрибут - священное Йольское Полено. Полено перевивается алыми и зелёными лентами. Алые ленты символизируют женское жизненное начало: пока женщина может оставить на белом снегу алые следы, всегда есть надежда на то, что она возродит жизнь. Зелёный цвет лент – символ торжества жизни. Из лесов зелёных в зелёном венке пожалует на празднество Король Дубовых Листьев. Священное полено зажигается первым и часть праздничного ужина готовится либо на нём, либо после того, как оно сгорит. Сейчас Йольское Полено – атрибут алтаря, его украшают свечами и празднуют Йоль в их свете. Но даже если Полено пылает в очаге, небольшой кусочек его сохранят всегда: это лучший оберег и защита всего дома на будущий год.
Многие народы Европы связывали свои календари с циклами солнца и луны.
Дать точный срез традиций на 10 век не возможно. Прямых и подробных письменных источников нет. Во многом естественная народная традиция была изменена введенным христианством. Так в частности культ рождающего солнца, отмечаемый в зимнее солнцестояние был еще у римлян. С принятием христианства в Римской Империи в 311 году этот как и многие другие праздники директивно стали заменяться на новые. В частности в 398г. (надеюсь, что с датами не наврал) вместо культа рождающегося солнца был установлен культ Рождества Христова, что-бы отвлечь народ от старых традиций (Карлхайнц Дешнер "Криминальная история Христианства". том 1. Терра. М99.). Эта система в последующие века стала вводится и в других странах с принятием новой религии.
Но, тем не менее, многое из старых традиций сохранилось и засвидетельствовано, а что-то дожило и до наших дней.
Карачун, корочун - в славянской мифологии: название зимнего солнцестояния и связанного с ним праздника, а также злой дух. [ Иванов В., Топоров В. Карачун.// Мифы народов мира.]
-----------------------------------------------------------------------РУССКАЯ СТАРИНА
НЕ ХОДИ К НАМ, "КАРАЧУН"!
После дня святого апостола Филиппа, что отмечается 27 ноября, начинается Рождественский пост, третий в ряду четырех многодневных, отмечаемых на Руси. Он продлится до 6 декабря и не так строг, как семинедельный Великий, кое-какие соблазны позволительны. Да еще вдобавок на 19 декабря приходится праздник святителя Николы Чудотворца "второго после Бога заступника", когда несколько дней подряд шла "охота на пиво" из зерна нового урожая при съезде всех ближайших родственников и непременно приглашаемых соседях. К пиву полагалось прздничное кушанье и сотовый мед. Но об этом будет еще время рассказать подробнее, сейчас же вернемся к дням текущим.
У Рождественского поста, помимо названия - по дню начала - Филиппов, в старину было еще одно: - Карачуновский или прямо - Карачуна. В Новгородской летописи (1143 г.) читаем: "Стояще вся осенина дождева от Госпожина дня до Корочюна".
Крачун был у наших предков одним из дохристианских божеств - злым, делом рук которого был падеж скота. Долго бытовала у простонародья присказка "пришел ему карачун", то есть погибель, конец.
День Карачуна совпадал с Колядою и Рождеством Христовым. В Прикарпатье Рождественский сочельник известен был как Кречун-вечер. В Болгарии тот, кто родился 25 декабря, обыкновенно назывался Крачуном. Тем же словом обозначались святки и у румын.
КАРАЧУН (КОРОЧУН) — в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Karacun, “Рождество”, болг. крачунец, “рождественский день”, в Закарпатье крачун — рождественский пирог), а также злой дух (белорус. корочун, “внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь”, рус. карачун, -“смерть”, “гибель”, “злой дух”).
В.И., В.Т.
КолядаКоляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.
Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжжения солнечного колеса.
Колядалат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать, выкликать)
коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...)
Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры назывался Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая длинная ночь предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской ночью, т.к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года.
В Скандинавии святки - юльский праздник (юль - колесо) - год поворачивается колесом. Уподобляли колесу и солнце: "жили в лесу, молились колесу" (русская поговорка)Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.
При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой "вертеп", показывая представления на евангельские сюжеты. Приведенная ниже схема показывает эволюцию колядования:
Колядование
ритуал ===> языческий обряд ===> христианский обряд
жертвоприношение
(козла)обрядовая трапеза
(кутья, печенье в виде фигурок скота)рождественский сочельник
ряжениеобход дворов с "солнышком"обход дворов со "звездой"
заклинание солнцапение аграрных колядок
"кормление Мороза"христославление
аграрные колядки на Васильев день
Канун Рождества называют сочельником. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера.
------------------------------------------------------------------------
Помимо названий Карачун и Коляда с введением христианства для обозначения праздничных дней зимнего солнцестояния стало бытовать название святки (святые дни) что в общем переплетени в народном сознании традиционных и христианских верований, не противоречит и языческой традиции.
Статья
"История празднования Нового Года на Руси"
http://www.clio.orc.ru/jornal/hm-j-3.htm