ПОЛОЦК
Полоцк - самый древний белорусский город,
а первое упоминание о нем датируется 862 годом. Первым летописным полоцким князем, правившим в конце X в., был Рогволод.
Полоцкое княжество, возникшее в середине X в., отойдя одним из первых от империи Рюриковичей, стояло наравне со многими из европейских государств и вместе с Киевом и Новгородом соперничало за приоритет на Руси.
Рассказывать о Полоцке можно бесконечно, настолько богата его история.
Можно рассказать и о князе Всеславе Брячиславовиче, прозванном Чародеем (1029-1101 гг.), при котором земля кривичей достигла вершины своего могущества. Ходили легенды, что Всеслав мог превратиться в волка, тура, сокола. Именно Всеслав начал строительство величественного Софийского собора, одного из первых монументальных храмов Древней Руси.
Помимо Софийского собора, Всеслав основал Пятницкую церковь и монастырь во имя святых русских князей-мучеников Бориса и Глеба в пригороде Бельчицы на левом берегу Западной Двины.
Именно Полоцк подарил христианскому миру преподобную Евфросинию. В 12-летнем возрасте, отклонив всяческие предложения о замужестве, она твердо решила посвятить свою жизнь Богу и приняла постриг в монастыре с именем Евфросиния.
Икона Евфросиньи Полоцкой:
Примерно в 1128 году Полоцкий епископ Илия благословил Евфросинью на основание женского монастыря в Сельце, где раньше были церковь Спаса и усыпальница полоцких епископов. Благодаря заботам преподобной Евфросинии в 1150-х годах в монастыре был построен каменный храм в честь Святого Спаса, который сохранился до нашего времени и является наиболее ценным памятником белорусского храмого зодчества. Преподобная также основала Богородичный мужской монастырь, для которого по ее просьбе Константинопольский патриарх Лука прислал список чудотворной Эфесской иконы Божией Матери.
Вспоминая историю Полоцка, нельзя не вспомнить еще одного, чье имя стоит наравне с великими деятелями эпохи Возрождения. Это он, сын купца Лукаша Скорины из Полоцка, стал первопечатником на славянских землях, доктором медицинских наук, искусства, философии, права. Наш прославленный Франциск Скорина, который напечатал «Библию» в 1517-19 годах в Праге, «Малую подорожную книгу» – в 1522 году в Вильно, там же и «Апостол» в 1525 году. Последние годы своей жизни Франциск Скорина провел в Праге, где, удивляя всех, работал... садовником. Наверно, этим хотел показать великий просветитель и мыслитель, что, чем мы проще – тем ближе к Богу.
Ну а это тоже уже исторический факт (из разряда -приколы нашего городка):
На «всебелорусском собрании» А.Лукашенко «просветил» присутствуюших историческим откровением: «Скорина жил и творил в Питере». На самом деле Санкт-Петербург был построен через полторы сотни лет после смерти Скорины.В Полоцке прославился и Симеон (Полоцкий) - Самуил Гаврилович Петровский (род. 1629 г.). Монах, богослов, поэт, драматург, переводчик. После встречи с царем Алексеем Михайловичем перехал в Москву и в 1667 был назначен придворным поэтом и воспитателем царских детей.
Памятник Симеону Полоцкому:
Дом Симеона Полоцкого:
Ну а так как я обещала рассказывать легенды, то вот одна из них:
На Полотчине до сих пор бытует легенда, касающаяся некоей девы, которая в купальскую ночь гадала на суженого своего. И выскочил из лесу на большую поляну, где горели костры и прыгали через огонь парни и девушки, молодой красавец с мечом в руке. А увидав празднование, да девушек-красавиц, спрятал меч свой, да рассказал историю об олене, который его сюда якобы привёл. Разумеется, олень был достойной добычей, и ничего удивительного, что молодой княжич с азартом бросился в погоню. Но поймал не оленя, а красавицу девушку, что печалилась у костра. И спросил княжич, чего девица печальна, а она ответила, что быть ей женой нелюбимого, который силой огня возьмёт её в жёны вопреки её воле. Княжич девицу утешил, пообещав, что сам возьмёт красавицу в жёны, однако ушёл на войну и был убит предательской стрелой. А красавицу взял против её воли злой деспот, и чтобы убежать от него, обернулась она голубкой, да полетела на поиски суженого, а нашла только его могилу в чистом поле. И превратилась девица из голубки в чистую криницу, и с тех пор не устаёт омывать могилу любимого чистыми прозрачными водяными струями. Это сказ о полоцкой княжне – красавице Рогнеде.Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько страниц, как именно ей, дочери Рогволда – Рогнеде.
Знатное происхождение, могущественное положение и богатства отца, яркая внешность великолепной Рогнеды - все, казалось, сулило ей любовь, преклонение, обожание и счастье. Но все рухнуло в одночасье. И все из-за мужского соперничества двух родных братьев - Ярополка и Владимира Святославичей.
В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси.
Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил «великий путь из варяг в греки» - торговая артерия, жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Святославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, прекрасную Рогнеду.
Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича. Но младший – Владимир, прослышав о необычайной красоте дочери полоцкого князя Рогнеде, решил отбить у Ярополка невесту. Тем более что по принятому в то время обычаю многоженства, Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке, расстриженной православной монахине.
Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Юные соперники-князья просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы.
Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж.
Дело в том, что для Киевской Руси обращение напрямую к невесте вообще не практиковалось. Слово женщины веса не имело. Всё решали родители. А белорусские земли сохранили очень уважительное отношение и к пожеланиям невесты. Вот и Рогволод посчитал нужным прислушаться к пожеланию дочери, даже невзирая на возможные политические проблемы. А они поспешили нагрянуть.
По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: «Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка». Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава. Его матерью была пленная «ключница» княгини Ольги - Малуша. А по бытовавшему в те времена древнерусскому свадебному обряду новобрачная должна была разуть своего мужа в знак преданности и покорности. Как истинная славянка, Рогнеда знала об этом не понаслышке.
Глубоко оскорбился таким ответом молодой князь Владимир. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир двинул новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, к Ярополку.
Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке. После непродолжительной осады город был взят, а вся княжеская семья - захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда сочеталась браком с Владимиром и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву.
Одолев Ярополка, Владимир в 978 году стал единовластным князем всей русской земли. А Рогнеда, его первая «водимая», то есть «законная», жена получила титул великой киевской княгини. Полоцкие земли, прежде принадлежавшие отцу Рогнеды, князю Рогволоду, Владимир присоединил к своим землям. Чудесный край и весь путь «из варяг в греки» теперь принадлежал ему. Богатое приданное!
Но, тем не менее, прожила Рогнеда (под именем Гореслава) женой Владимира двенадцать лет, родив ему четырёх сыновей – Изяслава, Ярослава, Мстислава и Всеволода. После чего решил Владимир принять христианство – ведь это было единственной возможностью получить в жёны византийскую царевну Анну, а также мощную военно-политическую поддержку. Но для того, чтобы это было возможно, все жёны и наложницы князя должны были быть «пристроены». И Рогнеда получила предложение выбрать себе мужа из свиты князя. Правда, характер у полоцкой княжны не изменился, и фраза «ты отца моего убил и землю его захватил для меня, а теперь не любишь меня» остались в летописях, как свидетельство удивительной силы характера этой женщины. После чего, ночью, Рогнеда сделала попытку князя убить. Правда, неудачную, за что, согласно тогдашнему положению дел должна была быть убита. Однако Владимир, который в нервах попытался жену убить тут же, получил неожиданный отпор, согласно той же летописи, от своего сына Изяслава, первенца Рогнеды, который встал с мечом на защиту матери. Вряд ли двенадцатилетний мальчик мог действительно представлять угрозу для князя, однако что-то вроде уважения в очередной раз родилось в душе князя. В связи с чем он всё-таки договорился с бывшей супругой. Сыновья Рогнеды получили богатые наделы Изяслав получил Полоцкую землю и был отослан вместе с матерью в специально построенный Изяславль (или Заславль, как этот городок называется сегодня); Ярослав, названный позднее Мудрым, получил Новгород, Мстислав, получивший позже прозвище Храбрый – Тьмутаракань; Всеволод – Владимир Волынский.
Существует версия, что Рогнеда была пострижена в монахини. Возможно, внешне всё было обставлено именно таким образом, поскольку замуж она так и не вышла. Однако исследователи не обнаружили пока никаких следов монастыря в Заславле. Так что не исключено, что если и были монахини в те времена в Заславле, то была это только Рогнеда. Правда, уже и не Рогнеда, и не Гореслава, а Анастасия. Только в 1000 году удивительная женщина умерла, и место её захоронения неизвестно до сих пор........
Незаурядная судьба и личность Рогнеды вдохновляла художников, музыкантов и поэтов. Живописцы А. Лосенко и Н. Грибков создали замечательные полотна: «Владимир и Рогнеда» и «Ревность Рогнеды». Композитор А. Серов написал оперу «Рогнеда». С огромным успехом она прошла на сцене Мариинского театра в 1865 году. О Рогнеде писали свои поэмы и стихи К. Рылеев, Т. Шевченко, Я. Купала.
А сейчас погуляем по городу:
Использовались:
http://piligrim.by/content/view/310/502/ http://www.google.by/search?q=%D0%BF%D0 ... 66&bih=572http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=217&op=biohttp://lupa.by/legendyi/nepokornaya-rogneda.html